6 правил успешного тренера от Алексея Арбузова

В преддверии очередного образовательного блока программы «Университет СО НКО» делимся авторской статьей ведущего эксперта.

Алексей Арбузов - директор тренингового агентства «Новая жизнь», тренер и эксперт образовательных программ Общественной палаты РФ, форумов «Сообщество», эксперт грантовых программ региональных, федеральных и международных конкурсов, член консультативного совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента РФ в СФО.

За десять лет эксперт провел более тысячи семинаров и тренингов более чем в пятидесяти регионах страны (в том числе с такими компаниями, как «Российская газета», «Сбербанк России», «Консультант-Саяны», ЦСП «РУСАЛ», «Норникель», «Ростелеком» и т.д.), был соорганизатором трех открытых городских психологических форумов «Мастерская психологии», веб-конференции «Бизнес для взрослых», проводил обучение предпринимательского сообщества в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель». Является одним из основателей «Сибирского пула тренеров».

ILBM3108.jpg ILBM2216.jpg

В рамках Университета СО НКО Алексей Арбузов представит образовательный блок на тему «Как стать тренером». Вы узнаете об основных способах развития тренерских качеств, познакомитесь с особенностями формата тренинга, методами работы и стилями его ведения.

Образовательный блок состоит из трех частей:
- авторский пост-статья,
- онлайн-семинар (вебинар),
- очный семинар-практикум в г. Красноярске.

В статье эксперт Университета СО НКО рассказал о своем тренерском опыте: с чего стоит начать, если вам интересна тема проведения мероприятий для НКО, и какие базовые правила позволят стать успешным тренером: 


Моё знакомство с тренингами и получение первого опыта по их ведению, начинается примерно в тот же период, что и активное включение в общественную деятельность. Имея базовое педагогическое образование, с первых тренингов я привозил не только идеи по развитию своей молодёжной организации, но и исписанные тетрадки с описанием технологии проведения каждого тренингового упражнения, каждого задания или дискуссии. Уже через несколько лет, когда организация стала одной из сильнейших в регионе, я смог оценить эффективность этого подхода.

Итак, всё начиналось с того, что любой интенсив в других регионах я отрабатывал с группой волонтёров и активом организации. Ребята получали знания, а я получал опыт ведения таких нестандартных занятий. Разбирая кейсы других организаций, мы готовились к решению подобных задач у себя, что давало преимущество перед другими НКО – больше инициатив, больше ресурсов, больше мероприятий и проектов.

Следующим шагом стали тренинги для других НКО и предложение для некоммерческого сектора многообразия тем – от социального проектирования до управления персоналом. Обучая других, организация закрепляла авторитет лидера изменений в некоммерческой сфере, а я набирал опыт и узнаваемость. Внутри самой НКО система перешла в формат самообучения – каждый член организации, посетивший внешние мероприятия, проводил занятия по передаче полученных знаний своим коллегам.

KYkOTSkB2l4.jpg M4NgoqE8b6I.jpg

Понимание того, что твой продукт является востребованным, позволило использовать тренинги в качестве основного источника дохода. Сегодня уже 15 лет, как я принял решение о создании тренингового агентства и за эти годы сформулировал несколько правил, которые для меня являются базовыми:

  1. Избитая фраза «нет пророка в своём отечестве» не означает, что у вас не получится найти клиентов на местном рынке. Просто это будет сложнее и дольше. Если никто не верит в вас рядом – набирайтесь опыта в других городах и регионах, через некоторое время у вас появятся заказчики и в вашем регионе.

  2. Выходя на коммерческий рынок – будьте готовы к конкуренции. Многие воспринимают это как готовность к схватке, но на деле всё не так. Ищите тех, кто работает в том же формате или по тем же темам, что и вы. Учитесь у них, делитесь опытом, инициируйте совместные проекты. Общаясь с профессионалами, вы сами станете сильнее и увидите, что рынок для тренингов настолько огромен, что места хватит всем.

  3. Получайте практический опыт по каждой теме из заявленных у вас в списке тренингов. Пусть самый минимальный опыт, но он позволит вам понимать специфику того, чему вы хотите научить других. Практики всегда выгоднее смотрятся и по большинству случаев могут привести собственные примеры.

  4. Изучайте методы и приёмы ведения тренинга, работы с аудиторией. Наблюдайте за другими тренерами не как слушатель, а как профессионал. Учитывайте не только то, что он даёт, а как он это делает, как реагирует группа. Это позволит вам быть разным в зависимости от стоящей перед вами задачи, что значительно повышает шансы на успех.

  5. Сегодня много инструментов, которые позволяют получить известность быстро, но если ваша работа никого не цепляет, то это ненадолго. Моя стратегия предполагает возвращение клиентов. Пусть это случится через год или два, но они, сравнивая с другими, всё равно вернутся. Спустя годы это позволяет не думать о рекламе – я обеспечен заказами на месяцы вперёд.

  6. Занимайтесь собственным развитием. Это не значит, что нужно прочитать тысячи книг или посещать каждый тренинг, что встречается на вашем пути. Пять дипломов о высшем образовании тоже не всегда в плюс. Развитие – это появление новых связей между нейронами. Достигайте этого через решение новых задач, анализ ситуации, новые виды деятельности.

 Список можно продолжать, но даже выполнение перечисленного гарантирует вам постоянный рост организации, личного развития и достойного благосостояния.

А как научиться проводить и организовывать тренинги? Об этом вы узнаете на предстоящих вебинаре и тренинге.