Промежуточные итоги проекта "Подростковый суицид. Системные изменения"

Подростковый суицид. Где искать причины и что делать, чтобы уберечь детей от этого страшного решения – умереть?

            Эти вопросы стали актуальны после прокатившихся страшной волной череды детских суицидов детей, состоящих в так называемых "группах смерти" в соцсетях. Что должны сделать взрослые, профессионалы и родители чтобы такое больше не происходило? Как обнаружить психологическое неблагополучие ребенка на самых ранних этапах и вовремя оказать помощь?


            В Красноярске при поддержке краевой грантовой программы и фонда президентских грантов на базе некоммерческой организации "Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию "Верба" и муниципального учреждения "Центр психолого - педагогической , медицинской и социальной помощи ЭГО" впервые была создана служба экстренного реагирования и квалифицированной психологической помощи детям с суицидальным поведением и их родителям. Семьи, испытывающие сложности в детско-родительских отношениях, имеющие риски суицидального поведения детей могут совершенно бесплатно и анонимно получить помощь психологов, психиатра и суицидолога. 

  • Ежемесячно к специалистам поступает более 100 обращений.

            В большинстве случаев это родители бьют тревогу и обращаются за помощью. Но сотрудники центра знают, что огромное количество детей, испытывающих тяжелые психологические проблемы, которые могут привести к суициду или деструктивному поведению, остаются без своевременной помощи из за невнимательности взрослых.

            Именно поэтому в рамках проекта "Подростковый суицид. Системные изменения" все усилия направлены на работу с теми взрослыми, которые в силу своей социальной роли должны видеть и чувствовать состояние ребенка - это родители и педагоги.

           Дмитрий Юрков, психиатр, ведущий семинаров для педагогов: " Учителя  зачастую разобщены с детьми. Формальный подход, классно-урочная модель и собственное психологическое состояние не позволяют в должной мере педагогам отслеживать изменения в психоэмоциональном состоянии детей и подростков. Порой пропускаются очень "грубые" и "запущенные" формы депрессии, включая пресуицидальные состояния. Очевидно, что формальным же подходом, призывающим педагогов быть внимательнее к детям вопрос не решается.   "Работа на семинаре проходит через три связанных между собой модуля: работа с "осознанностью" педагога, с "аутентичностью" и "действием" педагога в ситуации коммуницирования с обучающимся.  Работа  выстраивается таким образом, что бы была возможность выделения рефлексивной позиции педагога в которой он может соотнести свои действия со своими ценностями и базовыми стратегиями. Перепроверить их на наличие внутренних противоречий и самостоятельно скоординировать свои действия с учетом анализируемой информации. Следующим этапом проводится работа с убеждениями, которые формируются зачастую без учета текущей действительности и во многом "тормозят" эмоциональное развитие педагога. В личное беседе возможно  "регулирование" личностных установок".


            При поддержке управления образования города Красноярска участники проекта организовали серию семинаров для педагогических коллективов школ. Основной акцент сделан на увеличении чувствительности самих педагогов к собственным потребностям: если педагог психологически благополучен, он не создает детям дополнительных рисков, способен чувствовать свои потребности и потребности других людей. Помимо этого на семинарах педагоги знакомятся с современными психологическими тенденциями как в области образования, так и области этики и коммуникации, что позволяет им точнее выделять эмоциональную проблему у подростка и своевременно направлять его при необходимости в кризисную службу

По словам Натальи Пальчик, руководителя проекта, с осени прошлого года в ходе проекта проведены семинары в четырех пилотных школах города, в которых приняли участие более 300 педагогов. Продолжается начатая работа и готовится учебный фильм для учителей, который, как надеются организаторы, позволит кратко донести суть профилактической работы и роль учителя в ней.